Вылет или вынос диска: что это, на что влияет, как выбирать
Чтобы оптимально работала подвеска, автомобиль был управляемым, а колёса не соприкасались с арками или внутренними частями кузова, важно подбирать правильный вылет диска.
Как узнать вылет диска
Самый простой вариант — заглянуть в техническую документацию на автомобиль. Если по какой-то причине мануала уже нет, можно снять колесо с автомобиля и изучить маркировку на другой стороне основания диска, там вы сможете увидеть параметр — индекс ЕТ.
ET номер обычно представлен как составное число в миллиметрах. Он указывает на то, насколько далеко будет выступать диск относительно кузова автомобиля. Например, диск с ЕТ номером 35 мм будет выступать дальше от кузова, чем диск с ET номером 20 мм.
Как расшифровать индекс ET
Вылет диска определяют по формуле ET=A-B/2:
ET — это вылет колеса;
A — расстояние между привалочной плоскостью и плоскостью диска;
B — ширина диска.
Выполняют замеры с точностью до миллиметра.
Типы вылетов
Есть три основных типа вылетов дисков: положительный, нулевой и отрицательный.
Положительный вылет
При положительном вылете диск смещается ближе к кузову автомобиля. Это означает, что поверхность монтажа колеса находится ближе к лицевой части диска. Данный тип вылета часто используют на стандартных автомобилях для лучшей устойчивости и управляемости при движении на дороге.
Нулевой вылет
Это когда поверхность монтажа диска располагается точно по центральной линии колеса. Диск равномерно распределён относительно ширины автомобиля. Нулевой вылет обычно используют на автомобилях с широкими кузовами и большими колёсами.
Отрицательный вылет
Диск смещается дальше от кузова автомобиля. Поверхность монтажа находится ближе к задней части диска. Автомобили с отрицательным вылетом часто используют в экстремальных условиях, таких как оффроуд и ралли, где важны увеличенный клиренс и проходимость.
Зачем менять вылет диска
На первый взгляд замена вылета диска может показаться косметическим изменением, но не всегда. Это может повлиять и на управляемость, проходимость. Правильный вылет диска может помочь предотвратить износ шин или повреждения подвески. Обычно так делают любители эффектно заходить в повороты. Третья причина касается компенсации изменений в геометрии подвески. При установке спортивных подвесок или изменении размеров колёс может потребоваться корректировка вылета дисков, чтобы поддерживать допустимые параметры геометрии подвески. Ну и внешний вид. Изменение вылета диска может позволить выбрать диски с более агрессивным и стильным дизайном.
Как неправильный вылет влияет на автомобиль
Важно понимать, что неправильный подобранный вылет диска, может привести к ряду проблем и нарушению в работе всей ходовой системы.
Влияние на подвеску
Как и любое некорректное вмешательство в систему автомобиля, так и вмешательство в систему подвески может привести к повышенному износу, разрушению разных элементов, ухудшению плавности движения.
Повышенный износ. Неправильный вылет увеличивает нагрузку на ступичные подшипники, рычаги, амортизаторы и другие элементы подвески, сокращая их срок службы. Первыми начнут гудеть подшипники, это первый звонок для проверки вылета диска. Если вы не диагностировать проблему, то все изменения, которые будут происходить с подвеской, уже невозможно будет вернуть, только полная замена всех деталей.
Разрушение элементов. Сильные нагрузки могут привести к деформации и поломке деталей подвески. Часто разрушается ШРУС, так называемая в народе граната, из-за неправильного угла нагрузка на шарнир увеличивается, что приводит к его разрушению.
Ухудшение плавности хода. Неправильный вылет негативно влияет на амортизацию, делая езду менее комфортной. За счёт неправильного вылета колёс изменяется угол наклона амортизаторов, что создаёт давление на верхнюю опору амортизатора и при движении это создаёт в автомобиле некоторые тычки и вибрации.
Влияние на шины
Неравномерный износ. Шины изнашиваются быстрее и неравномерно, требуя более частой замены. Так иногда может быстрее изнашиваться внутренняя или внешняя сторона покрышки, создавая большее пятно контакта с асфальтом.
Повышенный риск повреждений. Увеличивается вероятность порезов, проколов и других повреждений шин. Особенно сильно это заметно в дождливую и снежную погоду, тогда шины больше всего уязвимы к боковым порезам.
Задевание за элементы кузова. При неправильном вылете шины могут задевать колесные арки или другие элементы кузова. При положительном или отрицательном вылете возможно смещение всего колеса, что приведёт к износу шины, торможению езды и лишнему шуму.
Влияние на тормозную систему
Снижение эффективности. В некоторых случаях неправильный вылет может препятствовать нормальной работе суппорта, снижая эффективность торможения. Тормозной диск может своими спицами задевать тормозной суппорт, что приведёт к быстрой поломке и диска, и тормозного суппорта.
Перегрев. Неправильное расположение диска может спровоцировать перегрев тормозных механизмов.
И помните, даже если колесо садится на ступицу, и оно может прокручиваться, это не значит, что оно правильно подобрано, а тем более безопасно для использования.